В апреле этого года Андрею Арсеньевичу Тарковскому испонилось бы 80 лет. Нет нужды рассказывать кому бы то либо об этом кинорежиссёре, но хотелось бы вспомнить пластинку-посвящение, выпущенную французским пианистом Франсуа Кутюрье в 2006 году – году, когда прошло 20 лет со времени смерти талантливейшего художника.

В обширных каталогах фирмы ECM я наткнулся на это диск случайно – всем известно, что в РФ получить эту продукцию можно только по заказу, да и то – ждать месяцами. Но расслушав, понял – благодарности французу за столь великую дань великому художнику в моём сердце границ не будет… Но всё же о чём речь?

Nostalghia – Song for Tarkovsky – это особая запись, сделанная Франсуа Кутюрье с новой группой.

За долгие годы это первый альбом, сделанный Кутюрье в качестве лидера коллектива. За исключением горстки записей дуэтом долгое время его энергия воплощалась в музыкальных концепциях других авторов. Благородный, задумчивый, лирический исполнитель, в последнее десятилетие он тесно работал, в частности, с тунисским мастером игры на уде Анваром Брахемом, присоединившись к его трио на альбоме Le pas du chat noir (2001) и продолжив работу на сиквеле Le voyage de sahar (2005). Кутюрье и аккордеонист Жан-Луи Матинье (также принимал участие в записи Nostalghia) играли важную роль в новых музыкальных направлениях Брахема.

В ходе сессий с Брахемом Кутюрье и продюсер Манфред Айхер обсуждали возможные проекты. Пианист, будучи музыкантом широких художественных интересов, решил представить запись, выходящуюю за рамки просто ‘джаз’, и отдать дань режиссёру, чьи работы вышли за рамки просто ‘кино’.

Nostalghia не первый альбом ECM, посвящённый памяти Андрея Тарковского. Был уже и альбом Арво Пярта Arbos (All Those Born With Wings Яна Гарбарека также содержит посвящение). Но это – первый альбом, адресованный внутреннему миру Тарковского и духовной ауре работ великого русского режиссёра.

В краткой аннотации Кутюрье объясняет, что Тарковский – его любимый режиссёр. «Андрей Рублёв был для меня открытием. С тех пор я смотрел все его фильмы снова и снова… Это были длинные поэмы, гипнотизирующие своей замедленностью и пронизанные духовностью (…)  Я не стремился сделать ‘жанровую’ музыку в каком бы то ни было виде.» И этот диск – не саундтрек, Кутюрье старательно избегает иллюстративности. «Вместо этого я пробовал представить в каждой части определённое чувство, связанное со вселенной этого режиссёра, с его фильмами, а также с некоторыми из его любимых актёров или композиторов. Или даже с тем, как он играет с оттенками цветов. Эта запись – наш способ отдать дань великому художнику.»

Song for Tarkovsky – это проект, который очень естественно подходит к звуковой палитре ECM. Лейбл имеет прочные связи с искусством, часто рассматривает музыку ‘кинематографически’ и создал в своё время условия для саундтреков Годара и Ангелопулоса. Более того, описание процесса съёмки фильмов Тарковского, как например, в книге «Запечатлённое время» вполне можно применить к философии продукции лейбла.

Несколько слов о названии альбома: для Андрея Тарковского (1932-1986), Nostalghia означало больше, чем “ностальгия” в сентиментальном английском смысле, и больше, чем ограниченное русское толкование “тоска по родному краю”. Применительно к его фильму Nostalghia (1983) термин использовался, как он сказал, для того чтобы показать “глобальную тоску по цельности существования”. (В интервью 1995 года режиссёр Тео Ангелопулос вспоминал: «Однажды в Риме я жил в одном доме с Андреем Тарковским. В то время он снимал Nostalghia. И мы говорили о концепции и чувстве ‘ностальгии’, и он пытался доказать мне, что это русское слово, но я, конечно же, объяснял ему греческие корни: nostos означает возвращение домой. Долго мы спорили об этом слове. Наконец, он сказал : ‘Простите меня, но ностальгия такая глубокая часть русской души и Духа, что я чувствую – мы те, кто открыл его!’ Так вот и с греками!»)

За исключением групповых импровизаций в ‘Solaris’ и ‘Solaris II’, а также импровизации дуэтом в ‘Ivan’, вся музыка этого альбома сочинена Кутюрье, но чувство открытости присутствует во всём. ‘Le Sacrifice’ и ‘L’eternel retour’ черпают вдохновение в ‘St Matthew Passion’ Баха и ‘Stabat Mater’ Перголези (Тарковский восхищался обоими композиторами и использовал арию ‘Erbarme dich’ из ‘St Matthew Passion’ в начале своего фильма Жертвоприношение), тогда как заглавный трек Nostalghia и ‘Andrei’ цитируют тему из третьей части Сонаты для Виолончели и Фортепиано Альфреда Шнитке 1978 года. Отдельные треки посвящены: композитору Эдуарду Артемьеву, который тесно работал с Тарковским над саундтреками к Солярису и Сталкеру, оператору Свену Найквисту (который снимал Жертвоприношение и которого сравнивают с Ингмаром Бергманом); сценаристу Тонино Гуэрра (который работал над Nostalghia и большинством фильмов Ангелопулоса); актёрам Эрланду Юзефсону (который снялся в Ностальгии и Жертвоприношении, а также в дюжине других замечательных фильмов – от Scenes from a Marriage Бергмана до Ulysses’ Gaze Ангелопулоса и даже в Holozan самого Айхера) и Анатолию Солоницыну (был открыт Тарковским и играл главную роль в Андрее Рублёве).

Группа, представленная здесь, состоит из трёх французских музыкантов – Кутюрье, Ларш, Матинье – которые часто играли вместе в общих проектах, плюс немецкая виолончелистка Аня Лехнер. Участник Rosamunde Quartet, записи которого на ECM включают в себя обработки произведений Мансуряна, Сильвестрова, Шостаковича, Веберна, Гайдна и других, Лехнер также занимается импровизациями в разных стилях, работая с разными музыкантами – от Дино Салузи до Миши Альперина. В 2004 году вместе с Василисом Цабропулосом она участвовала в записи музыки Гурджиева (Песнопения, Гимны и Танцы) – проекте, имеющем философско-историческую увязку с представленным диском – Андрей Рублёв Тарковского был вдохновлён Гурджиевым.

Франсуа Кутюрье родился в 1950 году во Флёри-лез-Обрэ, предместье Орлеана, и начал играть на фортепиано с шести лет. В ранних 70-х после изучения классической музыки и музыковедения он серьёзно занялся импровизированием, подражая вначале модернистам Полу Блэю, Чику Кориа и Йоахиму Кюну. К концу 70-х годов он регулярно работал с барабанщиком Жаком Толло, одним из ключевых действующих лиц во Французском ‘free’ движении. В группе Толло он подружился с басистом Жаном-Полем Селеа. Кутюрье и Селеа играли в дуэте, затем разработали свою концепцию, чтобы подключить и других музыкантов. Среди них: Даниил Юмэр, Франсуа Жанно, Доминик Пифарель Даниэдь Юмэр, Доминик Пифарели. В 1980 году Кутюрье получил престижный французский приз Джанго Рейнхардта, который усилил его международное признание. Вскоре после этого он присоединился к группе Джона Маклафлина, гастролируя и записиваясь с английским гитаристом.

Снова имея в составе своей группы Passagio Жана-Поля Селеа, Кутюрье записал два диска для лейбла Bleu.

Надо отметить, что на ECM Кутюрье впервые появился на пластинке Брахема Khomsa в 1994 году. На ней впервые обозначился и Жан-Марк Ларш. Контакт же Брахема и пианиста впервые состоялся в 1985 году на фестивале в Карфагене. Сотрудничество возобновилось в 2001 году, музыкант много гастролировал с трио Брахема, куда входил и аккордеонист Матинье.

Напоследок отмечу – международный дебют квартета Song for Tarkovsky состоялся на фестивале в Бергамо в апреле 2006 года.

Прокручивая в голове все саундтреки к фильмам мэтра всё-таки представляю, что любой из треков пластинки Nostalghia пришёлся бы как никогда кстати в любой из эпизодов, в этом и состоит предопределённая ценность альбома Кутюрье. Надо ли говорить, что следующий диск – Tarkovsky Quartet 2011 заслуживает ещё более пристального внимания слушателя? Поэтому для начала рекомендую прослушать Ностальгию здесь (треки находятся ниже), а затем отправиться в ближайший СD-магазин…

Nostalghia Song for Tarkovsky Francoise Couturier (слушать биография)adminЗарубежная музыкаавангард,джаз,зарубежная музыка,слушатьВ апреле этого года Андрею Арсеньевичу Тарковскому испонилось бы 80 лет. Нет нужды рассказывать кому бы то либо об этом кинорежиссёре, но хотелось бы вспомнить пластинку-посвящение, выпущенную французским пианистом Франсуа Кутюрье в 2006 году – году, когда прошло 20 лет со времени смерти талантливейшего художника. В обширных каталогах фирмы ECM...Справочная и Сливочная - сайт полезной информации по сериалам, фильмам. Блог развлечений по кроссвордам, играм. Интересные статьи и советы по медицине, дому, семье, музыке ...